Знания, необходимые для подготовки современного воина-специалиста

 

Зависимость военной безопасности России от Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации (далее – армия) носит закономерный характер. Мирная жизнь всегда нуждалась в защите. “Давайте никогда не будем забывать, что, чем сильнее армия, тем прочнее и спокойнее мир”.

Сила армии в решающей степени зависит от человеческого фактора, в формировании которого особую роль призвана играть подготовка граждан к военной службе.

Вооруженная защита Отечества, военная служба и подготовка к ней еще никогда не были такой острой проблемой, как сейчас. В связи с расширением НАТО на Восток и активизацией международного терроризма стремительно нарастает военная угроза России. Страна по-прежнему переживает экономический, духовный, информационный, демографический кризисы. Россию ждет дефицит мужчин. Становится некому защищать Родину.

Одним из факторов, подрывающих подготовку молодежи к военной службе, является антиармейский информационный терроризм – особая форма информационного терроризма. Борьба с информационным терроризмом, направленным против подготовки молодежи к служению Отечеству, и особенно против той ее части, которая призвана с оружием в руках обеспечивать военную безопасность России, является острой, жизненно необходимой задачей.

Чем сложней, трудней и опасней служба, тем эффективнее и результативнее должна быть подготовка к ней, тем совершеннее должно быть ее научное обеспечение – теоретическое решение проблем формирования пригодности к военной службе, подготовки этого формирования.

Абсолютное большинство призывников (на декабрь 2003г. – 90%) по ряду оснований (правовых, медицинских) оказываются непригодными к несению военной службы. Непригодными ко многим видам воинской деятельности являются и призванные на военную службу граждане. Из призванных в армию и на флот весной 2002 г. 51% имели ограничения по состоянию здоровья. Постоянно падает образовательный уровень призываемых граждан, около половины не имеют трудового опыта. Это не позволяет направлять их на комплектование частей специального назначения, пограничных и внутренних войск, военно-морского флота, воздушно-десантных войск и ряда других.

За последнее десятилетие ежегодно уклоняются от военной службы десятки тысяч молодых людей. Военнослужащие по призыву тысячами дезертируют из воинских частей. Появилось такое чуждое армии явление, как коллективное оставление воинских частей.

1) теоретическая неразработанность подготовки граждан к военной службе по призыву в современной, в корне изменившейся, обстановке, в условиях антиармейского информационного терроризма;

2) правовая необеспеченность эффективной подготовки граждан к военной службе по призыву. Принимаемые законы нередко противоречат Конституции Российской Федерации, требованиям обеспечения военной безопасности России усилиями Вооруженных Сил и других войск;

3) чрезвычайно низкое стартовое состояние объекта подготовки. Самыми главными недостатками являются физическое нездоровье большинства наших детей, подростков, нежелание юношей готовиться к военной службе, к прохождению ее по призыву;

4) военные органы не в состоянии противостоять тем тяжелым, неблагоприятным условиям, в которых проводится подготовка к призыву. В частности – информационному терроризму. Они оказались не в состоянии нейтрализовать, ослабить натиск на сознание молодежи средств массовой информации, слухов, мнений, устрашающих граждан угрозами военной службы, ориентирующих их на уклонение от подготовки к военной службе и от прохождения ее;

5) несовершенство патриотического воспитания и обучения молодежи основам военной службы в учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Анализ учебной программы ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) показывает, что уроки по “Основам военной службы” не формируют у учащихся потребности овладеть военными знаниями и навыками. Этот предмет не раскрывает сущность, назначение, содержание обороны государства, основных ее элементов, их неразрывное единство;

6) недостаточность финансирования подготовки молодежи к военной службе по призыву, необеспеченность высококвалифицированными специалистами. Подготовка не имеет необходимого материально-технического, информационного, организационного, научно-методического обеспечения;

7) слабость управления подготовкой молодежи к военной службе по призыву. Оно не обеспечивает системность подготовки, целесообразную закономерную последовательность смены состояний, периодов, стадий подготовки. Отсутствует единый уполномоченный и ответственный государственный орган (центр), который бы постоянно анализировал ход подготовки, оценивал бы ее по достигнутым результатам, своевременно вскрывал и формулировал возникающие проблемы, имел бы право и возможности реально воздействовать на любое звено подготовки в интересах военной безопасности страны. Следствием этого является разобщенность усилий по формированию пригодности молодежи к вооруженной защите Отечества.

Все эти вышеперечисленные задачи необходимо решать, руководствуясь реалиями нашего времени.

 

Степень научной разработанности проблемы

Следует отметить, что в целом отсутствует стройная система научных знаний о закономерностях функционирования, о целях, средствах и возможностях эффективной подготовки граждан к военной службе в сложившейся внутренней и международной обстановке и, в частности, в условиях информационного терроризма. Об этом свидетельствуют как определенные законодательные акты, другие официальные документы, так и неоднократные заявления Министра обороны Российской Федерации, других должностных лиц военного ведомства. В них отражены лишь общие положения или отдельные стороны подготовки к военной службе, ее проблемы. Наиболее слабо, на наш взгляд, разработана теоретическая база подготовки граждан к призыву на военную службу в условиях перехода к комплектованию отдельных соединений и частей военнослужащими по контракту. Свидетельством тому является неудовлетворительное состояние этой подготовки,

Тем не менее, определенный вклад в решение проблем подготовки молодежи к призыву на военную службу внесли работы Н.Андреева, А.И.Анохина, Н.Асташкина, Ю.Бородина, А.М.Василевского, А.Гавриленко, Н.Гафутулина, Н.Н.Грачева, В.С.Емеца, В.Лукова, В.Мохова, Ю.Панкова, П.П.Рогова, А.И.Сорокина, А.Ходосевича, А.Хроленко, а также некоторые программные документы, отчеты.

Учеными признается трудность определения термина “информационный терроризм”, что обусловлено многими обстоятельствами, в том числе, существованием многих определений понятия “терроризм”, что позволяет под терроризмом понимать широкий спектр преступных явлений, не имеющих отношения к его сути – к принуждению устрашением, затрудняет определение предмета терроризма, его причин, движущих сил, принципов борьбы с ним. Это сказывается и на определении одной из его форм – “информационного терроризма”.

Попытки дать определение “информационному терроризму” сделаны рядом ученых. Тем не менее, в некоторых работах, рассматривающих вопросы информационной безопасности, данному явлению так и не нашлось места. Следствием научной неразработанности понятия “информационный терроризм” является и то, что ни в одном нормативном правовом акте нет, не только определения “информационного терроризма”, но даже самого этого термина. Необходимость научного определения термина “информационный терроризм” очевидна. Без него невозможно представить такую разновидность информационного терроризма, какой является “антиармейский информационный терроризм”.

Система подготовки граждан к призыву это целесообразное взаимодействие взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: вида подготовки к военной службе (предмет); органов, организаций, учреждений, должностных и частных лиц, общественных объединений, осуществляющих подготовку (субъект); целесообразных средств, методов, правил, используемых в подготовке (средства); реальных условий, в которых проводится подготовка (среда); допризывной молодежи (объект). Каждый из названных элементов системы имеет свой главный отличительный признак.

Органы, организации, учреждения, должностные и частные лица являются субъектом формирования пригодности к призыву, если они знают и понимают цель подготовки, убеждены в необходимости достижения нужного результата, пригодны к достижению этого результата, т.е. имеют необходимые умения и навыки, действительно работают (а не числятся работающими) в деле подготовки граждан к призыву на военную службу.

В системе подготовки к службе по призыву свою роль играют ее средства. К средствам функционирующей системы относится только то, что субъект сознательно использует как для прямого воздействия на объект с целью формирования у граждан необходимой пригодности к деятельности, так и для обеспечения этого воздействия. Этими средствами являются используемые субъектом принципы, формы и методы организации обучения и воспитания, все основные носители информации и умение целесообразно их применять.

Система подготовки молодежи к призыву не может функционировать и без такого ее элемента как предмет подготовки. Предметами подготовки являются ее виды. Каков предмет, такова и система. Система получения молодежью начальных знаний об обороне государства имеет свое содержание, а подготовка по основам военной службы – свое. Свое содержание у системы подготовки по военно-учетным специальностям и свое – у систем добровольных видов подготовки к военной службе.

Центральным элементом системы подготовки является ее объект. К нему относятся те граждане, у которых те или иные духовные, психические и физические качества не соответствуют требованиям призывника. У различных категорий граждан несоответствие имеющихся качеств требуемым является неодинаковым. Этим обусловлена необходимость дифференцированного, индивидуально-личностного подхода в подготовке к военной службе.

Важнейшим элементом системы подготовки молодежи к военной службе является среда, к которой относятся только те политические, экономические, социальные, нравственные, информационные и другие условия, которые независимо от субъекта подготовки оказывают постоянное или временное, положительное или отрицательное влияние на все без исключения элементы системы подготовки. Особым элементом среды, не имеющим положительного воздействия на подготовку, является антиармейский информационный терроризм.

Система подготовки граждан к призыву на военную службу нормально функционирует лишь тогда, когда по каналам прямой и обратной связи между ее элементами идет соответствующая требованиям информация. Вся множественность связей в системе подготовки к военной службе упорядочивается управляемым процессом.

Процесс подготовки граждан к военной службе в наиболее общем виде можно представить себе как последовательное осуществление подготовительного этапа, этапа непосредственного воздействия на объект, этапа контрольного и этапа корректирующего. При этом каждому этапу присуща строгая последовательность стадий (операций).

Идеи, отражающие систему и процесс подготовки граждан к военной службе, дают основание утверждать, что системность и последовательность формирования пригодности к службе являются гарантией достижения необходимых результатов.