Опыт
обучения солдат навыкам военной службы в истории Российской Армии
Высокопрофессиональная
армия сегодня
Никто не сомневается в том, что высокопрофессиональная
армия, оснащенная современным вооружением и военной техникой, является гарантом
безопасности нашего государства. До 2004 года в Вооруженных Силах вопрос
профессионализма решался в основном за счет офицерского корпуса, прапорщиков и мичманов.
В настоящее время изменения, вызванные достижениями в развитии вооружения и военной
техники, необходимостью реформирования Вооруженных Сил, снижением срока
прохождения службы военнослужащими по призыву до одного года, а также
значительное повышение роли каждого военнослужащего в современных условиях
войны требуют высокого профессионализма, как от офицеров, так и от сержантов и солдат.
Для решения этого вопроса в государстве реализуется
федеральная целевая программа (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими,
проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на
2004–2007 годы». В результате ее выполнения Вооруженные Силы перейдут на
смешанный способ комплектования, причем военнослужащими, проходящими службу по
контракту, будут в основном укомплектовываться соединения и воинские части
постоянной готовности, плавсостав Военно-Морского Флота, сержанты на командных
должностях во всех Вооруженных Силах РФ. Это очередной шаг после завершения
действующей ФЦП.
Переход на контрактный способ комплектования позволяет
реально говорить о профессиональной армии.
Независимо от способов комплектования Вооруженные Силы
были, есть и будут неотъемлемой частью нашего общества, поскольку комплектуются
они гражданами Российской Федерации. Убежден, что для РФ нужен именно смешанный
способ комплектования (по призыву и по контракту). Кроме того, профессия воина,
защитника Отечества имеет особый смысл в России и является одной из основ ее
государственности. Вот почему на протяжении всей российской истории эта
профессия привлекала лучших представителей нашего народа, была почетной и уважаемой.
В свою очередь, народ, основываясь на славных боевых традициях, всегда был
носителем подлинного патриотизма российской армии и флота.
В свое время в Вооруженных Силах СССР существовала
эффективная система подготовки младших специалистов в учебных частях. Система
подготовки младших специалистов существовала, существует и будет существовать
как основной способ подготовки граждан по военно-учетным специальностям для
замещения воинских должностей солдат, сержантов и старшин. Переход на
контрактный способ комплектования не говорит о том, что те, кто изъявил желание
проходить службу по контракту, сразу готовы выполнять боевую задачу. Для этого
им необходимо восстановить имеющие навыки по военно-учетным специальностям или
пройти курс подготовки в учебных воинских частях для овладения другими
специальностями. Поэтому даже при контрактной службе необходимость в учебных
воинских частях для подготовки и переподготовки военнослужащих сохраняется.
Среди проблемных вопросов существенно возросшая с
сокращением срока службы по призыву до одного года сложность подготовки
военнослужащих-специалистов на уровне, обеспечивающем гарантированное решение
задач по предназначению. Этим продиктована необходимость создания
профессионального ядра военной организации государства - на основе перехода к
контрактному принципу комплектования должностей сержантов и старшин. Этот шаг
обоснован и крайне необходим, поскольку младший командный состав является
опорным фундаментом армии и флота.
Обучение солдат в прошлом
Известнейшие полководцы и властители видели в
сержантах основу, «становой хребет» армии и проявляли глубокое уважение к ним.
Это можно ощутить в высказываниях Наполеона: «Египет пал к ногам не генералов и консулов, он покорен гражданином
республики, а лучшие из граждан республики - мои капралы…»
Павла
I: «Моя армия начинается с унтера, живет в унтере и побеждает унтером».
Военная история содержит множество примеров воинской
доблести младших командиров. Однако их роль состоит не только и не столько в
личной храбрости и лидерских качествах на поле боя. Основное содержание и
главная задача каждого из сержантов и старшин – воспитание и обучение
подчиненных.
Суть этой деятельности емко и лаконично выразил в свое
время генерал Драгомиров:
«В зависимости от назначения солдата для
боя занятия с ним представляют два главных отдела: 1) развитие в человеке
зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою; 2)
передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите
и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название – воспитание,
второму – образование, обучение солдата».
В Русской армии и на флоте нижние чины были
промежуточным звеном между офицерами и солдатами, унтер-офицерам и старшинам
отводилась главная роль в превращении новобранца в воина. В строевых частях
пехоты, в кавалерии, артиллерии, инженерных войсках, равно как и в экипажах
флота, исключительно они занимались обучением и воспитанием солдат и матросов.
Нижние чины непосредственно готовили рядовых, особенно новобранцев, к воинскому
строю, выполнению различных служебных обязанностей, к действиям в боевых
порядках. Наделение унтер-офицеров, сержантов и старшин столь значимой ролью в
деле подготовки молодых воинов обосновано логикой их положения в управлении
боем. Ведь именно через них осуществлялось руководство элементами боевого
порядка. Так, с опорой на десятских командиров были организованы армия Спарты и
армия Александра Македонского, так строились вооруженные группы в воинстве
монголов и именно так, от уровня десятников, была отлажена организация казачьих
округов в России.
Уставом о внутренней службе в пехотных войсках 1877 г.
статус младшего командира определен следующим образом: «При нынешнем развитии
стрелкового боя взводные унтер-офицеры, отделенные начальники должны быть
действительными начальниками подчиненных им нижних чинов». Этим же уставом был
четко определен круг их обязанностей в строю и вне строя, во внутреннем быту и
при обучении солдат.
Военный министр России А. Редигер (1906–1912 гг.),
разъясняя требования к подготовке войск, указывал: «Воинская часть может быть хороша лишь при хорошем составе
унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников
могут остаться тщетными». Важно понимать особенности пройденного Российской
армией и флотом в начале ХХ века периода, когда осуществлялась военная реформа,
– от проигранной японской кампании и революционной смуты 1905 г. через
реорганизацию и перевооружение, проводимые в условиях грядущего передела
мирового устройства, к боеспособному состоянию, которое, по оценке
современников, позволяло считать Россию гарантом мира на европейском
континенте.
Вторая мировая война высокую роль младших командиров в
войсках и на флотах всех воюющих стран не просто подтвердила, но и многократно
усилила. В английской и американской армиях, к примеру, на наиболее
подготовленных сержантов наравне с офицерами возлагалась ответственность за
управление действиями разведывательно-диверсионных групп в ходе морских и
воздушных десантных операций. Совершенствовалась организация работы комендатур
и военной полиции, которые в своей деятельности также опирались на младший
командный состав.
Для нас из исторического опыта Великой Отечественной
войны наиболее важно извлечь уроки, связанные с развитием системы боевой
подготовки и воспитанием личного состава. На начальном этапе Великой
Отечественной наши армия и флот несли огромные потери не только из-за
внезапности нападения фашистской Германии, не только из-за просчетов военно-политического
руководства Советского Союза, но и в результате слабых сторон боевой
подготовки. Более половины подготовленных перед войной средних и младших
командиров регулярных частей РККА были выведены из строя в первые же месяцы
войны.
Фронты непрерывно требовали восполнения потерь,
отмобилизования всех резервов. Разумеется, не за счет введения в бой
неподготовленных новобранцев. Поскольку уже к августу-сентябрю 1941 г.
выяснилось, что противник и тактика его действий отличаются от устоявшихся
представлений, обучать войска предстояло по-новому.
В этих условиях в практику боевой подготовки стала
активно внедряться система наставничества, когда наиболее подготовленные
сержанты и старшины, получившие фронтовую закалку, предметно передавали свой
опыт молодому пополнению. Так, например, была организована подготовка личного
состава в резервных частях и маршевых батальонах, что позволяло в течение
нескольких недель дать новобранцу самые важные знания и привить самые
необходимые навыки, сплотить отделение, экипаж, расчет.
Организация повседневной деятельности современных
армий опирается на традиции, опыт военной истории. Сержанты и старшины и в наше
время - основные помощники офицеров в организации боевой подготовки и службы
войск. Они, как непосредственные начальники солдат и матросов, как
подготовленные военные специалисты, призваны обучать и воспитывать подчиненных
в мирное и военное время.
В качестве поучительных примеров можно привести
организацию сержантского корпуса армии США, службы капралов иностранного
легиона Французской республики. Однако простое копирование таких систем,
перенос в нашу армейскую практику «выборов», требований по образовательному
цензу или льгот по предоставлению гражданства для младших командиров
иностранного легиона нельзя считать приемлемыми. Кроме того, что наши армия и
флот имеют собственные традиции, надо учитывать и экономические возможности
государства.
Объективный анализ показывает, что в армиях тех
государств, где основным способом комплектования вооруженных сил остается
всеобщая воинская обязанность и где сержантский корпус формируется из числа
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, уровень профессионализма
и ответственности младших командиров не удовлетворяют непрерывно возрастающим
требованиям.