Опыт обучения солдат навыкам военной службы в истории Российской Армии

Высокопрофессиональная армия сегодня

Никто не сомневается в том, что высокопрофессиональная армия, оснащенная современным вооружением и военной техникой, является гарантом безопасности нашего государства. До 2004 года в Вооруженных Силах вопрос профессионализма решался в основном за счет офицерского корпуса, прапорщиков и мичманов. В настоящее время изменения, вызванные достижениями в развитии вооружения и военной техники, необходимостью реформирования Вооруженных Сил, снижением срока прохождения службы военнослужащими по призыву до одного года, а также значительное повышение роли каждого военнослужащего в современных условиях войны требуют высокого профессионализма, как от офицеров, так и от сержантов и солдат.

Для решения этого вопроса в государстве реализуется федеральная целевая программа (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004–2007 годы». В результате ее выполнения Вооруженные Силы перейдут на смешанный способ комплектования, причем военнослужащими, проходящими службу по контракту, будут в основном укомплектовываться соединения и воинские части постоянной готовности, плавсостав Военно-Морского Флота, сержанты на командных должностях во всех Вооруженных Силах РФ. Это очередной шаг после завершения действующей ФЦП.

Переход на контрактный способ комплектования позволяет реально говорить о профессиональной армии.

Независимо от способов комплектования Вооруженные Силы были, есть и будут неотъемлемой частью нашего общества, поскольку комплектуются они гражданами Российской Федерации. Убежден, что для РФ нужен именно смешанный способ комплектования (по призыву и по контракту). Кроме того, профессия воина, защитника Отечества имеет особый смысл в России и является одной из основ ее государственности. Вот почему на протяжении всей российской истории эта профессия привлекала лучших представителей нашего народа, была почетной и уважаемой. В свою очередь, народ, основываясь на славных боевых традициях, всегда был носителем подлинного патриотизма российской армии и флота.

В свое время в Вооруженных Силах СССР существовала эффективная система подготовки младших специалистов в учебных частях. Система подготовки младших специалистов существовала, существует и будет существовать как основной способ подготовки граждан по военно-учетным специальностям для замещения воинских должностей солдат, сержантов и старшин. Переход на контрактный способ комплектования не говорит о том, что те, кто изъявил желание проходить службу по контракту, сразу готовы выполнять боевую задачу. Для этого им необходимо восстановить имеющие навыки по военно-учетным специальностям или пройти курс подготовки в учебных воинских частях для овладения другими специальностями. Поэтому даже при контрактной службе необходимость в учебных воинских частях для подготовки и переподготовки военнослужащих сохраняется.

Среди проблемных вопросов существенно возросшая с сокращением срока службы по призыву до одного года сложность подготовки военнослужащих-специалистов на уровне, обеспечивающем гарантированное решение задач по предназначению. Этим продиктована необходимость создания профессионального ядра военной организации государства - на основе перехода к контрактному принципу комплектования должностей сержантов и старшин. Этот шаг обоснован и крайне необходим, поскольку младший командный состав является опорным фундаментом армии и флота.

Обучение солдат в прошлом

Известнейшие полководцы и властители видели в сержантах основу, «становой хребет» армии и проявляли глубокое уважение к ним. Это можно ощутить в высказываниях Наполеона: «Египет пал к ногам не генералов и консулов, он покорен гражданином республики, а лучшие из граждан республики - мои капралы…»

Павла I: «Моя армия начинается с унтера, живет в унтере и побеждает унтером».

Военная история содержит множество примеров воинской доблести младших командиров. Однако их роль состоит не только и не столько в личной храбрости и лидерских качествах на поле боя. Основное содержание и главная задача каждого из сержантов и старшин – воспитание и обучение подчиненных.

Суть этой деятельности емко и лаконично выразил в свое время генерал Драгомиров: «В зависимости от назначения солдата для боя занятия с ним представляют два главных отдела: 1) развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою; 2) передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название – воспитание, второму – образование, обучение солдата».

В Русской армии и на флоте нижние чины были промежуточным звеном между офицерами и солдатами, унтер-офицерам и старшинам отводилась главная роль в превращении новобранца в воина. В строевых частях пехоты, в кавалерии, артиллерии, инженерных войсках, равно как и в экипажах флота, исключительно они занимались обучением и воспитанием солдат и матросов. Нижние чины непосредственно готовили рядовых, особенно новобранцев, к воинскому строю, выполнению различных служебных обязанностей, к действиям в боевых порядках. Наделение унтер-офицеров, сержантов и старшин столь значимой ролью в деле подготовки молодых воинов обосновано логикой их положения в управлении боем. Ведь именно через них осуществлялось руководство элементами боевого порядка. Так, с опорой на десятских командиров были организованы армия Спарты и армия Александра Македонского, так строились вооруженные группы в воинстве монголов и именно так, от уровня десятников, была отлажена организация казачьих округов в России.

Уставом о внутренней службе в пехотных войсках 1877 г. статус младшего командира определен следующим образом: «При нынешнем развитии стрелкового боя взводные унтер-офицеры, отделенные начальники должны быть действительными начальниками подчиненных им нижних чинов». Этим же уставом был четко определен круг их обязанностей в строю и вне строя, во внутреннем быту и при обучении солдат.

Военный министр России А. Редигер (1906–1912 гг.), разъясняя требования к подготовке войск, указывал: «Воинская часть может быть хороша лишь при хорошем составе унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников могут остаться тщетными». Важно понимать особенности пройденного Российской армией и флотом в начале ХХ века периода, когда осуществлялась военная реформа, – от проигранной японской кампании и революционной смуты 1905 г. через реорганизацию и перевооружение, проводимые в условиях грядущего передела мирового устройства, к боеспособному состоянию, которое, по оценке современников, позволяло считать Россию гарантом мира на европейском континенте.

Вторая мировая война высокую роль младших командиров в войсках и на флотах всех воюющих стран не просто подтвердила, но и многократно усилила. В английской и американской армиях, к примеру, на наиболее подготовленных сержантов наравне с офицерами возлагалась ответственность за управление действиями разведывательно-диверсионных групп в ходе морских и воздушных десантных операций. Совершенствовалась организация работы комендатур и военной полиции, которые в своей деятельности также опирались на младший командный состав.

Для нас из исторического опыта Великой Отечественной войны наиболее важно извлечь уроки, связанные с развитием системы боевой подготовки и воспитанием личного состава. На начальном этапе Великой Отечественной наши армия и флот несли огромные потери не только из-за внезапности нападения фашистской Германии, не только из-за просчетов военно-политического руководства Советского Союза, но и в результате слабых сторон боевой подготовки. Более половины подготовленных перед войной средних и младших командиров регулярных частей РККА были выведены из строя в первые же месяцы войны.

 

Фронты непрерывно требовали восполнения потерь, отмобилизования всех резервов. Разумеется, не за счет введения в бой неподготовленных новобранцев. Поскольку уже к августу-сентябрю 1941 г. выяснилось, что противник и тактика его действий отличаются от устоявшихся представлений, обучать войска предстояло по-новому.

В этих условиях в практику боевой подготовки стала активно внедряться система наставничества, когда наиболее подготовленные сержанты и старшины, получившие фронтовую закалку, предметно передавали свой опыт молодому пополнению. Так, например, была организована подготовка личного состава в резервных частях и маршевых батальонах, что позволяло в течение нескольких недель дать новобранцу самые важные знания и привить самые необходимые навыки, сплотить отделение, экипаж, расчет.

Организация повседневной деятельности современных армий опирается на традиции, опыт военной истории. Сержанты и старшины и в наше время - основные помощники офицеров в организации боевой подготовки и службы войск. Они, как непосредственные начальники солдат и матросов, как подготовленные военные специалисты, призваны обучать и воспитывать подчиненных в мирное и военное время.

В качестве поучительных примеров можно привести организацию сержантского корпуса армии США, службы капралов иностранного легиона Французской республики. Однако простое копирование таких систем, перенос в нашу армейскую практику «выборов», требований по образовательному цензу или льгот по предоставлению гражданства для младших командиров иностранного легиона нельзя считать приемлемыми. Кроме того, что наши армия и флот имеют собственные традиции, надо учитывать и экономические возможности государства.

Объективный анализ показывает, что в армиях тех государств, где основным способом комплектования вооруженных сил остается всеобщая воинская обязанность и где сержантский корпус формируется из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, уровень профессионализма и ответственности младших командиров не удовлетворяют непрерывно возрастающим требованиям.