Введение.

База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Системы управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы данных, наполнение ее содержимым, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода.

Лабораторная работа №0
Запуск программы «OpenOffice.org BASE»

Способ запуска программы №1

Запуск с помощью Главного меню.

В операционной системе Альт Линукс Юниор 5.0:

Главное меню -> Офис -> OpenOffice.org BASE

 

В операционной системе Windows:

Меню Пуск -> Все программы -> OpenOffice.org 3 -> OpenOffice.org Base.

 

При запуски программы таким образом автоматически запускается создание новой базы данных и компьютер начинает у вас спрашивать куда её сохранить и т.д.

Способ запуска программы №2

Нажатием на файл созданный с помощью BASE. В этом случаи, открывается программа с уже созданной базой данных. Которая хранилась в файле, по которому вы нажали.

Лабораторная работа №1
Создание и заполнение таблицы.

Характеристики некоторых основных объектов базы данных.

Слева в окне программы находятся четыре основные кнопки: таблицы, запросы, формы и отчеты. При нажатии на данный кнопки вы выбираете тип элемента с которым хотите работать. В нижней части рабочей области окна перечислены существующие элементы БД. В верхней части рабочей области окна «Задачи», которые доступны для выбранного элемента базы данных. При наведении на них справа в окне программы появляется краткое описание, что существенно облегчает выбор нужной функции.

Окно программы Base

Основные элементы в СУБД Base.

Таблица - это объект, предназначенный для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов). Обычно каждая таблица используется для хранения сведений по одному конкретному вопросу.

Форма - объект «OpenOffice.org BASE», предназначенный, в основном, для ввода данных. В форме можно разместить элементы управления, применяемые для ввода, изображения и изменения данных в полях таблиц.

Запрос - объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц.

Отчет - объект базы данных «OpenOffice.org BASE», предназначенный для печати данных.

Начинать следует с создания таблицы. В таблице сохраняют записи, содержащие сведения определенного типа, например, список клиентов или опись товаров. Составной частью таблицы являются поля.

Поле - это элемент таблицы, который содержит данные определенного рода, например, фамилию сотрудника. В режиме таблицы для представления поля используется столбец или ячейка, в этом случае имя поля является заголовком столбца таблицы.

Запись - полный набор данных об определенном объекте. В режиме таблицы запись изображается как строка.

Упражнение 1.1. Запуск «OpenOffice.org BASE»

Задание: запустите «OpenOffice.org BASE» используя первый способ запуска программы.

У вас должна открыться программа «OpenOffice.org BASE» с уже открывшимся «Мастером базы данных». Он предложит вам создать новую, открыть или подключить уже существующую БД.

Упражнение 1.2. Создание баз данных.

Задание: создать базу данных в своей рабочей папке и назвать её «primerBD.odb».

У вас должен быть уже запущен «Мастер баз данных». (если его нет, зайдите меню: Файл -> Создать -> Базу данных).

Шаг «1. Выбор базы данных».

В данном окне нажимаем Далее>>. Перед этим убедитесь что точка установлена в положение «Создать новую базу данных»

Шаг «2. Сохранить и выполнить».

Нажимаем Готово

Сохраняем БД в свою рабочую папку назвав её в соответствии с заданием.

В результате вы увидите окно базы данных. Это говорит о том что вы создали новую базу данных. Но она ещё пуста, в ней нет ни какой информации. Это можно увидеть по пустому разделу окна БД «Таблицы»

Окно базы данных выводится при открытии базы данных. Из него открывают таблицы, формы, запросы и отчёты.

Стартовое окно базы данных кроме вкладок для основных объектов, содержит командные кнопки: Открыть, Конструктор, Создать. С их помощью и выбирается режим работы с базой.

1. Кнопка Открыть открывает избранный объект. Если это таблица, то ее можно просмотреть, внести новые записи или изменить те, что были внесены ранее.

2. Кнопка Конструктор тоже открывает избранный объект, но по-другому. Она открывает его структуру и позволяет править не содержимое, а устройство. Если это таблица, в нее можно вводить новые поля или изменять свойства существующих полей. Если это форма, в ней можно изменять или создавать элементы управления. Очевидно, что этот режим служит не для пользователей базы, а для ее разработчиков.

3. Действие кнопки Создать соответствует ее названию. Она служит для создания новых объектов. Этот элемент управления тоже предназначен для проектировщиков базы.

Упражнение 1.3. Использование справочной системы «OpenOfficeorgBASE

Задание:откройте справочную систему по «OpenOffice.org BASE».

Во время работы часто возникают вопросы по выполнению тех или иных задач. «OpenOffice.org BASE» имеет хорошую справочную систему, которая поможет ответить практически на любой вопрос.

Для вызова справки выберете меню Справка -> Справка по Base или вопросительный знак в панели «Стандартная».

Упражнение 1.4. Создание таблицы с помощью Мастера

Задание: Создайте таблицу, содержащую поля: КодАдреса, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ТЕЛЕФОН, СТРАНА, используя образец таблицы Адреса.

При создании таблицы с помощью Мастера предлагается более 40 образцов таблиц, предназначенных: для использования в личных или деловых целям, каждая из которых содержит соответствующий набор полей. Остается выбрать образцы полей, после чего Мастер автоматически создает таблицу.

Создание таблицы.

1. В окне <База данных > нажмите кнопку Таблица.

2. В разделе Задачи выберите Использовать мастер для создания таблицы…

3. В окне диалога <Мастер таблиц> выберите Образец таблиц - Адреса, из категории Персональный.

4. Далее нужно определить перечень полей, которые хотите включить в таблицу. Для этого поочередно выделяйте мышью имя поля в списке образцов полей и нажимайте кнопку >. Чтобы образец поля попал в список полей новой таблицы. Выберите следующие поля: ФАМИЛИЯ, ИМЯ, Телефонный номер, СТРАНА. Нажмите кнопку Далее.

Шаг 2.Выбрать типы и форматы

Позволит вам изменить тип и формат ввода поля. Нажмите Дальше>

Шаг 3. Выбрать первичный ключ.

Выбрать Создать первичный ключ, Автоматически добавить первичный ключ и поставить галку Автомат. Значение. (для того чтобы первичный ключ заполнялся автоматически и вам не пришлось ни чего вводить).

5. Введите имя таблицы АДРЕСА

6. В последнее окне диалога согласитесь на непосредственный ввод данных в таблицу.

7. Нажмите кнопку Готово.

Таблица создана. В строке заголовков таблицы можно найти её название. Все имена полей представлены в виде заголовков столбцов таблицы.

8. Заполните в таблице 5 произвольных записей.

9. Закройте таблицу Адреса. Не закрывайте БД.

Упражнение 5. Использование конструктора для изменения структуры таблицы.

Задание: добавьте в таблицу поле Дата рождения.

1. Откройте таблицу Адреса для Изменения. Таблица откроется в режиме конструктора.

Окно конструктора содержит таблицу, в первом столбце которой перечислены поля, а во втором типы данных.

2.В новой строке введите в первом столбце название поля Дата рождения, а во втором столбце укажите тип Дата.
В разделе Свойства поля Пример формата выберите 31.12.1999 (для типа дата), для того чтобы год отображался 4 цифрами

3. Закройте конструктор и откройте таблицу Адреса для ввода данных.

4. Введите Дата рождения для существующих записей.

5. Добавьте ещё 5 записей.

Упражнение 6. Работа с полем типа СЧЕТЧИК .

В процессе, создания таблицы, вы встретились с понятием ключа.

Первичный ключ (в последующем просто ключ) - одно или несколько полей, совокупность значений которых однозначно определяет любую запись таблицы.

В нашем варианте Ключевым является поле ID. В таблице видно, что это поле - счетчик, т.е. нумерует записи в порядке ввода.

Упражнение 7. Изменение данных таблицы.

Задание: удалить данные в поле Телефонный Номер.

Для того, чтобы можно было внести исправления, нажмите клавишу (ESC).

Упражнение 8. Изменение маски ввода данных.

Задание: заполните поле Номер телефона, используя маску ввода.

Маска ввода - это шаблон, позволяющий вводить в поле значения, имеющие одинаковый формат. Маска ввода автоматически изображает в поле постоянные символы. При вводе данных в поле нет необходимости набирать эти постоянные символы, даже если они должны быть включены в значение поля: достаточно заполнить пустые позиции в маске ввода. Кроме того, «OpenOffice.org BASE» не позволит ввести в поле значения, не вписывающиеся в определенную для этого поля маску ввода.

Если внимательно рассмотреть содержимое ячейку, то можно видеть некоторую разметку - маску ввода.

В предлагаемом варианте маска ввода рассчитана на 10-тизначный номер сотового телефона. Предположим, что все ваши друзья живут в России значит номер телефона будет начинаться с +7 . Для этого следует изменить маску ввода (Пример формата).

1. Откройте таблицу Адреса для изменения в режиме Конструктора.

2. Выделите поле ТелефонныйНомер и измените тип данных на Число[NUMERIC]. Свойство поля Длина назначить 10 как длина номера телефона.

3. Откройте окно для изменения Свойства поля Пример формата с помощью кнопки с 3 точками с права. Измените Код формата на (+7-000-00-00-000) позволяющий вводить в качестве номера телефона 10-тизначное число, причем +7 и разделительные тире будут вставляться автоматически.

4. Сохраните структуру таблицы и закройте Конструктор таблицы. Если появится вопрос о сохранении таблицы, отвечайте ДА.

Далее заполнение столбца Телефон заключается в вводе в каждую ячейку набор из 10-ти цифр.

5. Откройте таблицу Адреса и Заполните номера телефонов существующих записей.

Упражнение 9.

Задание: переименуйте поле таблицы СТРАНА на АДРЕС.

Находясь в режиме конструктора таблиц, можно: изменять тип данных; имена полей, добавлять в таблицу новые поля; удалять имеющиеся поля.

Вводить полный адрес с учетом номера дома, корпуса и квартиры. Сделать это придется в режиме конструктора:

1. Откройте таблицу Абитуриенты в режиме конструктора.

2. Измените название СТРАНА на АДРЕС и сохраните структуру таблици.

3. Вернитесь в режим ТАБЛИЦЫ.

4. Измените поле АДРЕС у существующих записей.

Упражнение 10. Изменение ширины столбца таблицы.

Ширина столбцов не соответствует размеру введенных в них записей (для нумераций места слишком много, а адреса не просматриваются целиком). Исправить положение можно равными способами. Вот один из них; если подвести указатель мыши к правой границе столбца в строке заголовков и дважды щелкнуть мышью. В этом случае ширина столбца подгонится под самую длинную запись столбца (учитывая заголовок).